• О фирме
  • Юридические услуги
  • Аналитические обзоры
  • Частным лицам
  • Контакты



  • Как снизить кадастровую стоимость земельного участка до размеров рыночной?

    В конце 2013 года на территории Волгоградской области завершился третий тур государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.

    27 ноября 2013 года распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. метра земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области.

    Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, утвержденная данным распоряжением, применяется для целей налогообложения с 01 января 2014 года.

    В среднем по Волгоградской области уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения увеличился в 1,5 раза и более по сравнению с предыдущей кадастровой оценкой, осуществленной по состоянию на 01 января 2006 года. При этом, показатели новой кадастровой стоимости сильно различаются в зависимости от района. К примеру, кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в Котовском районе Волгоградской области увеличилась в 6 раз.

    Согласно позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

    По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

    Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

    С исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной в арбитражный суд могут обратиться, в том числе, собственники и арендаторы земельных участков.

    При этом новая кадастровая стоимость устанавливается с даты вступления решения суда в законную силу.

    Поскольку налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то в случае установления в суде кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной в 2014 году, новая стоимость будет применяться для расчета земельного налога только с 01 января 2015 года.

    В связи с тем, что согласно действующему законодательству государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, у правообладателей земельных участков, своевременно воспользовавшихся предусмотренным законом правом на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, имеется возможность в течение четырех лет платить земельный налог, рассчитанный на основании адекватной стоимости земельного участка.


    Директор
    ООО «Юридическая фирма «ST»»
    Полунина Т.А.